вторник, 3 апреля 2012 г.

Епископ Астраханский Мефодий и Борковская пустынь (окончание): из истории монашества на Иваново-Вознесенской земле

Борковская Николаевская пустынь. Гравюра конца XVIII века
Конспект беседы игумена Виталия (Уткина) в Епархиальном Духовно-просветительском центре 3 апреля 2012 года.



Мы с Вами продолжим сегодня разговор об уроженце слободы Холуй епископе астраханском Мефодии (1700 – 1776 г.г.).
В Астраханской епархии епископ Мефодий построил 19 храмов. Вновь вернемся к истории храмов и монастырей непосредственно Иваново-Вознесеснкой земли и посмотрим, какой вклад в нее внесла храмоздательская деятельность этого великого подвижника благочестия.
Но предварительно скажем несколько слов о дальнейшей судьбе Троицкого Шуйского монастыря, где служил иеродиаконом и иеромонахом будущий епископ Мефодий.
Напомню, что в 1629 году здесь были две деревянные церкви: Троицкая с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери и Успенская с приделами апостола Иакова, брата Господня и святителя Филарета Милостивого. Под Троицким храмом находилась усыпальница дворян Кашинцевых. Они были одними из главных ктиторов обители. В 1763 году генерал-майор Никанор Порфирьевич Кашинцев построил настоятельский корпус обители. Но в 1765 году монастырь, среди сотен других русских иноческих обителей был закрыт, а его храмы стали приходскими. Так, как в монастырской ограде и раньше размещалось самое главное кладбище Шуи, то эти храмы теперь стали кладбищенскими.
В 1810 году кладбище тщанием городского головы Шуи Ивана Шилова было обнесено каменной оградой с встроенной часовней.
В 1829 года двумя братьями, купцами Стефаном и Алексеем Посылиными строится новый каменный Троицкий храм с колокольней. В храме существовали два придела – в честь Успения Пресвятой Богородицы и в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы (последний, теплый, освящен в 1838 году).
В Троицком храме хранился чтимый образ Святой Троицы в серебряной ризе с сребропозлащенными венцами, украшенных драгоценными камнями. Это была древняя святыня Троицкого монастыря, перед которой, конечно же неоднократно молился и будущий епископ Астраханский Мефодий.
К иконе Святой Троицы была привешена панагия с хрусталями, сквозь которые можно было видеть находящееся внутри изображение креста, сделанного из серебристой желтой нити, перевитой тончайшими синего цвета ленточками. Можно с большой долей вероятности предположить, что эту панагию к иконе привесил епископ Мефодий. Который, как мы увидим дальше, во все храмы, связанные с его жизнь на Иваново-Вознесеснкой земле, делал подобные вклады.


В новом Троицком храме находилась и старинная монастырская Казанская икона Божией Матери.
В Троицком храме хранилось и старинное напрестольное Евангелие, которое, без сомнения, читал за богослужением будущий епископ Мефодий, когда служил в Троицком монастыре сначала иеродиаконом, потом иеромонахом. Это Евангелие в серебряном окладе было вложено в обитель в 1726 году иеромонахом упоминавшейся нами в связи с историей Святоезерского монастыря Флорищевой пустыни Дионисием. Надпись на Евангелии гласила: «Лета от Рождества Христова тысяща семь сот двадцать шестого, месяца декамврия в десятый день сию книгу Святое Евангелие в Шуйский Троицкий монастырь во Святую церковь Пресвятыя Живоначальныя Троицы приложил Флорищевой пустыни иеромонах Дионисий за помяновение своих родителей, чтобы поминать у Святого жертвенника рабов Божиих за упокой схимонаха Стефана, Матфея, Евдокии и их сродников, а за него, иеромонаха Дионисия, о здравии и о спасении Бога молить, и сию книгу Святое Евангелие не продать и не заложить, и никому к себе и с того Троицкого монастыря в дом не взять, а быть сей книге святой от церкви Божии неотъемлемой никаким ухищрением во веки. Аминь».
Согласно ведущемуся исстари обычаю, ежегодно, в Духов день из Шуйского Воскресенского городского собора в Троицкий храм совершался крестный ход.
Обо всем этом нам рассказывают дореволюционный историк, преподаватель Владимирской духовной семинарии В.Березин в своем описании храмов Шуйского и Ковровского уезда и дореволюционный же историк В.Борисов в своей книге «Описание города Шуи и его окрестностей».
В советский период Троицкий храм был закрыт, а затем и полностью разрушен. Воспоминания о монастыре были стерты из памяти шуян, но кладбище сохранилось и продолжает оставаться действующим и поныне.
Епископ Мефодий построил в слободе Холуй два каменных храма.
Упоминавшийся нами дореволюционный владимирский историк В.Березин пишет, что в 1746 – 1750 годах в Холуе вместо старинной деревянной Троицкой церкви, где, где, как мы уже с вами знаем, служит отец епископа Мефодия священник Петр, был построен новый каменный храм. Далее В.Березин говорит: «В построении этого храма принимал деятельное участие Преосвященный Мефодий, епископ Астраханский, который был родом из с.Холуя; он дал для этого средства и заботился о благополучном совершении постройки, что видно из сохранившихся в церковном архиве писем его к княгине Куракиной, бывшей тогда помещицей Холуя.
Престолов в холодной церкви два: во имя Живоначальной Троицы и святых мучеников Флора и Лавра».
В 1775 году в Холуе на пожертвования епископа Мефодия был построен каменный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь святителя Николая Чудотворца. Предыстория этого храма такова. Как мы уже говорили с вами, близ Холуя на Введенской горе располагалось торговое село Введенское с двумя деревянными храмами – Введенским и Никольским. Во время Смуты начала XVII столетия оно было разграблено и практически полностью уничтожено отрядом изменника Ф.Плещеева. После этого село не возобновили, а его уцелевшие жители перешли в Холуй. Сюда же перенесли и оба деревянных храма. Вот теперь вместо них в Холуе и была построена Введенская каменная теплая церковь с приделом в честь святителя Николая Чудотворца.
В.Березин описывает святыни этих двух храмов так: «В двух напрестольных крестах и Смоленской иконе Божией Матери имеются частицы святых мощей. Сохранились в церкви следующие вклады Преосвященного Мефодия: 1) Толковое Евангелие Феофилакта, епископа Болгарского, с подписью: «1742 г. Астраханского Спасова монастыря архимандрит Мефодий отдал сию книгу в Холуйскую слободу в Троицкую церковь свою келейную ради поминовения родителей наших (имена у В.Березина, к сожалению, пропущены) и подписал своею рукою». 2) Напрестольное Евангелие (изд. 1753 г.) в серебряном окладе. 3) Кадило серебряное. 4) Серебряный ковш для подаяния теплоты (приложен в 1764 г.). 5) Местный образ Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе. 6) Образ Свенской Печерской Божией Матери; в этом образе врезана панагия епископа Мефодия и литое изображение святого великомученика Георгия Победоносца. 7) Образ Казанской Божией Матери. 8) Золотая персидской ткани фелонь и набедренник. 9) Черная бархатная фелонь и 10) голубая объяринная фелонь».
Троицкий храм был закрыт постановлением ВЦИК от 27 декабря 1933 года и отдан под зернохранилище. Богатый семиярусный иконостас разобрали, судьба его неизвестна. В настоящее время храм возвращен Церкви.
Зимний Введенский храм не закрывался, но значительная часть икон оттуда была передана на временное хранение в Холуйский художественный музей.
Особое внимание уделил епископ Мефодий Борковской Николаевской пустыни. Фактически, он спас и возобновил монастырь, закрытый, как и сотни других русских обителей в трагическом 1764 году. Закрытию предшествовал страшный пожар, в огне которого погиб первоначальный Никольский деревянный храм пустыни.
Уже через четыре года, в 1768 году епископ Астраханский Мефодий обратился в Святейший Правительствующий Синод с просьбой восстановить монастырь и пожертвовал на это личные средства. Строительством новых храмов руководили племянник епископа Мефодия священник Алексий Гаврилов и крестьянин Авраам Степанов. Уже в 1765 году, еще до решения Синода был построен храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, первоначально освященный как Троицкий. Однако, 23 ноября 1774 года был освящен новый Троицкий летний собор, после чего в с 1787 года по благословению епископа Владимирского Виктора первоначальный Троицкий храм стал именоваться Казанским. Тогда же на средства епископа Мефодия была построена каменная колокольня, а сам монастырь обнесен каменной оградой.
Строительство велось при настоятелях (тогда так и говорили – «строителях») монастыря иеромонахе Варнаве, Викторе и Арсении.
В 1786 году произошла трагедия – был убит настоятель Николо-Шартомского монастыря игумен Иоасаф. На место убитого назначили иеромонаха Виктора, строителя Борковской пустыни. Николо-Шартомский монастырь – древняя обитель, известная с XIV века. Ее настоятелем был, например, бывший строитель Саровской пустыни архимандрит Филарет (с 1748 г.) Назначение игуменом Николо-Шартомского монастыря иеромонаха Виктора свидетельствует о той благоустроенности монашеской жизни, которая была достигнута в Борковской Николаевской пустыни благодаря попечению епископа Астраханского Мефодия.
О святынях Борковской пустыни нам рассказывает соответствующая глава из книги дореволюционного владимирского историка В.В.Косаткина «Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии». Среди них особенно выделялись следующие:
Храмовый образ Казанской Божией Матери древней живописи на кипарисовой доске. На иконе риза и венец сребропозлащенные, в венце корона, поддерживаемая двумя ангелами, украшена разноцветными и стразовыми камнями, убрус вынизан жемчугом и цветными камнями. Образ помещен в раму, обложенную сребропозлащенным окладом, а в нем углубления, в которых находятся четыре частицы святых мощей. Между частиц мощей врезан с правой стороны древний четырехконечный крест небольшой величины под слюдой.
На правом клиросе образ Святой Троицы высокой древней работы, в сребропозлащенной ризе, в верху ризы вырезана надпись: «лета 1772 года зачася сия риза старанием Преосвященного Мефодия епископа и совершися во граде Астрахани».
Древняя икона святителя Николая Чудотворца на кипарисной доске, фон зеленый. Угодник изображен в рост без митры, правой рукой благословляет, а левой держит Евангелие. Икона обложена сребропозлащенной ризой, задняя сторона обгорела и заделана новой доской. Это та самая икона, которая явилась князю Д.М.Пожарскому и в честь которой его сыном И.Д.Пожарским был устроен монастырь.
Сребропозлащенный крест с частицами святых мощей. Внизу креста вырезана надпись: «лета 1774 года июня 1 дня построен сей крест в Борковскую пустынь в Троицкую церковь старанием Его Преосвященства Мефодия епископа Астраханского и Ставропольского».
В храме хранилась и панагия, подаренная епископом Мефодием. Подобные панагии этого архипастыря мы уже видели в Троицком храме Троицкого Шуйского монастыря и в Троицком храме слободы Холуй. Следует отметить, что святитель Мефодий особенно почитал Святую Животворящую Троицу, подобно преподобному Сергию Радонежскому, которому он всячески стремился подражать в своих подвижнических трудах. Он с детства воспитывался при Троицком храме Холуя, в слободе Холуй, как уже говорилось в предыдущих беседах, находилось и подворье Троице-Сергиевой Лавры. Именно поэтому вновь построенный храм в Борковской пустыни, бывшей до этого Никольской, он посвятил Животворящей Троице. Сама пустынь после этого стала часто именоваться Борковской Троицкой. Панагия, о которой идет речь была сребропозлащенной, на такой же цепочке, восьмиугольная, складная, в середине вырезано Распятие, а кругом в девяти местах под слюдой частицы святынь: сударь Христов, камень Гроба Христова, смирна, власы Богородицы, кровь св.Иоанна Предтечи, часть камня, которым был побит архидиакон Стефан, мощи святых мучеников Димитрия и Феодора Тирона. На задней стороне четырехконечный крест.
Еще одна панагия, пожертвованная епископом Мефодием в Казанский храм Борковской пустыни, финифтяная, на серебряной цепочке, овальная, большая, в серебряной оправе, односторонняя, вверху изображена Казанская икона Пресвятой Богородицыв середине св.Иоанн Креститель, по бокам избранные святые.
Третья панагия, пожертвованная епископом Мефодием в Борковскую пустынь была серебряной, вызолоченной, круглой, складной, в углублении вставлен вырезанный из дерева небольшой образ Похвалы Пресвятой Богородицы, под слюдой. Мы видим, что епископ Мефодий стремился жертвовать в построенные им храмы всё то, что, по всей видимости, дарилось ему его благотворителями. Себе же, неся подвиг истинного нестяжания, он практически ничего не оставлял.

Во вновь построенные храмы епископ Мефодий жертвовал и богослужебные книги. Так, в Борковской пустыни хранился служебник со следующей надписью: «Отдал в клад в Борковскую пустынь Мефодий, епископ Астраханский в 1775 году».
          Владыка Мефодий жертвовал в Борковскую пустынь, а также, вероятно, и в другие построенные им храмы богослужебную утварь. Так, в Борковскую пустынь в 1768 – 1769 годах им пожертвованы два серебряных позолоченных потира с дискосами, звездицами и лжицами.
Вклады в Борковскую пустынь делал не только епископ Мефодий. Так, в 1799 году купец города Вязники Владимирской губернии Савва Андреевич Пурецкий пожертвовал сюда богато украшенную Казанскую икону Божией Матери.
В Казанском храме Борковской пустыни были устроен придел мученицы Фотинии Самаряныни и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1870 году по решению игумена Георгия этот придел был разобран и на его месте выстроена большая трапезная часть с приделами апостола Иоанна Богослова и святителя Николая Чудотворца.
По всей видимости, именно епископом Мефодием была заложена традиция крестных ходов, связанных с Борковской пустынью. В день Святой Троицы из пустыни шел крестный ход в Троицкий храм Холуя, а на следующий день Сошествия Святого Духа – из Холуя в пустынь.
Новое развитие монастыря началось в середине XIX столетия. В 1851 году здесь остановился проездом помещик села Зименки Андрей Иванович Чихачев. Который решил помочь обители. По этому вопросу он вступил в переписку с московским купцом, мануфактурсоветником Павлом Матвеевичем Александровым, который и выделил необходимые средства. Были построены новые деревянные двухэтажные корпуса для настоятеля, братии, а также трапезная, просфорня и кухня. Были отремонтированы храмы, в Троицкой церкви установлен новый иконостас. В 1858 году П.М.Александров построил новый обширный каменный двухэтажный братский корпус.
В 1924 году решением губисполкома монастырь был закрыт. Храмы действовали до 27 февраля 1930 года, когда они решением президиума облисполкома были закрыты. Все здания тогда же передали детскому дому, размещенному на территории монастыря. Ныне это Холуйский специальный коррекционный детский дом для детей-сирот. Храмы не возвращены Церкви до настоящего времени, и богослужения в них не совершаются.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.