вторник, 10 апреля 2012 г.

Игумен Назарий Валаамский, духовное чадо епископа Мефодия (начало): из истории русского монашества

Игрицкий монастырь. Наши дни
Конспект беседы игумена Виталия (Уткина) в Епархиальном Духовно-просветительском центре 10 апреля 2012 года.

Мы с вами на протяжении нескольких вечеров говорили о жизни и подвигах уроженца слободы Холуй епископа Астраханского Мефодия. Сегодня мы поговорим об его ученике и послушнике преподобном Назарии Валаамском (1735 – 1809 г.г.).
Для этого разговора мы воспользуемся статьей иеродиакона Онуфрия (Маханова), опубликованной в майском номере журнала «Русский инок» за 2003 год, книжкой иеромонаха Авеля «Общежительная Саровская пустынь», изданной в 1860 году, а также соответствующей главой из книги знаменитого дореволюционного духовного писателя Евгения Поселянина «Русские подвижники XIX века». Помогут нам и другие материалы.
Игумен Назарий Валаамский оставил дивный след в истории русского монашества. Самым тесным образом через своего авву, епископа Астраханского Мефодия, он связан с нашим Иваново-Вознесенским краем. Но еще более неразрывна его связь с Саровской пустынью, в том числе с преподобным Серафимом Саровским. Вот, как об этом рассказывает священномученик Серафим (Чичагов) в своей «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». Описывая явление Пресвятой Богородицы отцу Серафиму и монахине Евпраксии 25 марта 1831 года в день Благовещения, он приводит слова этой дивной старицы о том, как в конце видения ей было сказано: «Это видение тебе дано ради молитв о. Серафима, Марка, Назария и Пахомия». Эти духоносные старцы сыграли определяющую роль в судьбах русского монашества своего времени, особенно - в становлении женских обителей в Тамбовском и Нижегородском краях. Обо всем этом нам еще предстоит подробно поговорить.
Игумен Назарий родился в декабре 1738 года, в селе Аносово Темниковского уезда, Тамбовской губернии, в семье причетника. Отца его звали Кодратом, а мать Маврой. В святом крещении он был назван Николаем. Деревню, в которой родился Николай, населяли великороссы; находилась она в 15 верстах от Кадома - этот город являлся пограничным с Мордовией. В то время жители, населявшие эту область - мордва - еще оставались язычниками.
Село Аносово ведет свою историю от дворян Аносовых, на чьих землях оно возникло в начале XVII столетия. Уже после рождения будущего игумена Назария село, стоящее на берегу реки Ермишь становится центром Ермишинской волости и переименовывается в Ермишь. Так этот населенный пункт, районный центр Рязанской области, называется и поныне. Уже после того, как будущий игумен Назарий покинул родное село, в 1755 году здесь строится чугуноплавильный завод, и Ермишь превращается в достаточно большой населенный пункт. В советские годы в этом поселке городского типа был даже аэропорт.
Храм в честь Архистратига Божия Михаила, причетником которого был отец будущего игумена Назария Кодрат, значится в окладной книге 1628 года. При нем существовало шесть дворов священнослужителей. В 1812 – 1845 годах на его месте был построен новый каменный храм, взорванный в 1971 году. В 1991 году здесь строится новый деревянный храм в честь Архистратига Божия Михаила. На месте старого храма построена часовня.
Считаю очень важным сказать, что Ермишь является родиной не только игумена Назария Валаамского. Например, неподалеку, в селе Царево жила почитаемая в народе блаженная старица Пелагея Ивановна Фотьянова (1886 – 1973 г.г.), повторившая подвиг юродства Христа ради блаженной Ксении Петербургской. Уроженцем Ермиша, сыном Ермишинского диакона Михаила Громогласова был священномученик Илья Громогласов, расстрелянный в 1937 году.
В 1752 году, Николай, имея от роду 14 лет, пришел в Саровскую пустынь, при пятом строителе этой обители иеромонахе Исаакии. Здесь он пробыл три года. Его старцем был иеросхимонах Варлаам, пребывавший на покое. Ранее он был строителем Костромского Песочного монастыря, хранителем Игрицкой иконы Пресвятой Богородицы.
Игрицкая икона, чудотворный образ, один из наиболее почитаемых в Костромском крае обретена в 1620 г. в 15 верстах к югу от Костромы, вблизи современной деревни Песочное (Костромской район).
По меньшей мере с 1-й половины XVI в. в Игрицах (Игрицы, или Игрищи,- название находящегося рядом с погостом урочища, где с незапамятных времен ежегодно 29 июня устраивались игрища) существовал церковный погост во имя святителя Николая Чудотворца (Великорецкого). В 1571 г., после эпидемии чумы, строения погоста были заброшены. В рукописной повести 1665 г. «Явление Пречистого и чудотворного образа Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славнаго ея Одигитрея, иже на реце Песочне» говорится, что 12 июня 1620 г. пастухи из соседней деревни Савинской, зайдя в полуразрушенную Никольскую церковь, «зело престаревшую, яко разрушения еже и углом разпадшимся», увидели в ее алтаре на престоле образ Смоленской иконы Божией Матери, сияющий красками «яко новописан».
После водосвятного молебна перед Игрицкой иконой произошло исцеление бывшего 5 лет слепым местного помещика, «болярского сына» Емельяна Ивановича Исаева (по тексту некоторых списков повести, Савина). К Игрицкой иконе началось паломничество окрестных жителей. Вскоре на месте обретения образа поселились костромичи Потапий, Григорий, Карп и Андрей, позднее принявшие монашеский постриг. По благословению патриарха Филарета в 1624 г. посадским человеком Костромы Архипом Васильевым «с товарищи» на месте бывшего погоста был основан Богородице-Игрицкий мужской монастырь в честь Смоленской иконы Божией Матери, ставший через несколько лет большой и благоустроенной обителью.
По сведениям писцовой книги 1627-1628 гг., в центре обители высился деревянный клетский «с трапезою, на подцерковье с папертьми» храм в честь Смоленской иконы Божией Матери с Никольским приделом. В храме находилась главная монастырская святыня - Игрицкая икуона: «Образ чудотворной Пречистыя Богородицы Одигитрия, а назади того образа написан образ Николы чудотворца, стоит в киоте, обложен серебром басмою, венец резной, да в прикладе двадцать пять гривен басмяных, да двадцать крестов серебряных, да у образа Пречистыя Богородицы пелена камчата». В описи монастыря 1688-1689 гг. уточняется: образ помещен в деревянном киоте, который «писан золотом и серебром; на киоте и на затворех писаны праздники и святые; поверх киота пятнадцат глав со кресты золочеными. Чудотворный образ обложен серебром, в чекан, золочен; венцы и коруна, и цата - чеканные, другая цата резная - золочены. На коруне и на венцах, и на цатах, в гнездах серебряных, и поверх коруны, на спнях - двадцет четыре камени розных; на спнях, в закрепе, у каменей девят жемчюжин. Возглавие у образа Богородицы низано жемчюгом, посреди камешек... В привесе у того ж образа Богородицы: трои серги и рясы жемчюжные…», в венце образа свт. Николая Чудотворца «три камени: две винисы да смезен»
В 1686-1689 гг., после возведения в монастыре нового, каменного собора в честь Смоленской иконы Божией Матери, в него была перенесена Игрицкая икона Во время секуляризационной реформы 1764 г. мононастырь «по уважению» к тому, что в нем находился чудотворный образ, не закрыли, но он стал заштатным.
Среди святынь монастыря, кроме чудотворного образа Игрицкой Божией Матери, широкое почитание имел восьмиконечный крест, обложенный серебром и украшенный финифтяными изображениями. Крест заключал в себе более 150 частиц мощей различных святых. Чтимой была и икона святителя Николая, найденная невредимой под пеплом после пожара, случившегося в монастыре в 1634 года.
С 1792 г. по просьбе костромской Думы Игрицкую икону ежегодно носили в Кострому: в среду 9-й недели по Пасхе и в первых числах декабря Приблизительно с 1820 г. по весне икону ежегодно возили в г. Нерехту и в село Писцово Нерехтского у. (ныне посёлок Писцово Комсомольского района Ивановской области), откуда был родом тогдашний настоятель монастыря игумен Порфирий.
Ежегодный крестный ход с Игрицкая иконы из монастыря в Кострому и обратно был важным событием в жизни города и уезда. В среду 9-й недели по Пасхе при огромном стечении народа братия монастыря под колокольный звон на особых носилках выносила икону в сияющем золотом окладе, украшенном драгоценными камнями, и несла ее 15 верст до Костромы, где под перезвон колоколов всех храмов на берегу Волги святыню встречало все городское духовенство во главе с правящим архиереем. В городе икона пребывала около 2 месяцев: вначале она находилась в кафедральном соборе, затем ее переносили из церкви в церковь. 27 июля из собора Игрицкая икона крестным ходом относили обратно в монастырь. В первых числах декабря Игрицкая икона вновь приносили в Кострому, где святыня пребывала до Недели Торжества Православия.
После закрытия монастыря (1919) Игрицкая икона находилась в приходской церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Песочное, после ее закрытия (1932) - в Воскресенской церковь соседнего села Любовниково (Костромской районн), откуда была похищена в 1982 г.; в настоящее время ее местонахождение неизвестно.
В настоящий момент монастырь разрушен, но здесь находится чтимый Святой источник.
Именно из этой удивительной обители происходил иеросхимонах Варлаам. Но после того, как он оставил игуменство, он поселился в пустыни близ Саровского монастыря.
Саровская пустынь возникла в 1692 г, ее основателем был иеромонах Исаакий (+1737), который настоятельствовал в пустыни до 1731 г., потом передал управление игумену Дорофею (1731-1746), а сам принял великую схиму (1731) с именем Иоанн. Он ввел очень строгий общежительный устав.
Саровская пустынь прославилась многочисленными подвижниками, но никто так не прославил пустынь как преподобный Серафим Саровский. Но преподобная Досифея Киевская некогда потому-то и сказала юноше Прохору Мошнину, будущему преподобному Серафиму: «Иди в Саров и спасешься», что именно саровские старцы могли научить будущего великого святого подлинному пути спасения.
Тем не менее, услыхав о подвижнической жизни астраханского епископа Мефодия, будущий игумен Назарий, а тогда Николай отправился к этому владыке. Это не прервало его связь с Саровом. Ведь, как мы помним, такую связь тесно поддерживал сам епископ Мефодий. Более того, владыка мечтал прожить в Саровской пустыни последние годы своей многотрудной жизни. Впоследствии мы увидим, что так поступит и игумен Назарий, оставивший Валаамский монастырь и поселившийся отшельником близ Саровского монастыря. Но епископу Мефодию, как мы уже видели, Господь судил иную кончину.
20 декабря 1761 года Николай был пострижен в монашество в приписном к Архиерейскому Архиерейскому Дому Покровском монастыре, крестовым иеромонахом Никифором в присутствии преосвященного епископа Мефодия. Через год 22 октября 1762 года о.Назарий был тем же епископом рукоположен во иеродиаконы. Послушание он нес при епископе в качестве келейника. Отца Назария по праву можно назвать учеником владыки Мефодия, который впоследствии в своих письмах в Саровскую пустынь называет его своим воспитанником. Вся жизнь епископа Мефодия проходила у него на глазах.
Почему мы, тем не менее, можем с твердой уверенностью говорить о том, что Саровские старцы продолжали окормлять будущего игумена Назария и в годы его жизни в Астрахани? Потому, что иеросхимонах Варлаам писал ему письма духовного содержания. И еще потому, что потом, по благословению епископа Мефодия, иеродиакон Назарий вернется в Саров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.