среда, 14 марта 2012 г.

История Святоезерской пустыни (продолжение): из истории монашества на Иваново-Вознесенской земле (XV – начало XX века)

Игумения Августа
Конспект беседы игумена Виталия (Уткина) в Епархиальном Духовно-просветительском центре 13 марта 2012 года.

В 1860 году на основе богадельни в Святоезерской пустыни по решению Святейшего Синода был открыт женский общежительный монастырь.
Его настоятельницей стала насельница Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря монахиня Платонида. Много трудов для открытия монастыря положил сын Николая Михайловича Косарева иеромонах Иероним.
6 ноября 1860 года монахиня Платонида была возведена в сан игумении. Постепенно трудами ее и сестер стала обустраиваться обитель. Были возведены необходимые постройки.
Особым образом сложилась судьба деревянного Иверского храма, простоявшего закрытым почти 40 лет. Игумения Платонида возобновила его, но храм был освящен в честь Преображения Господня. Это было сделано специально в память об основании обители митрополитом Киприаном, который построил здесь первую церковь, как мы помним, именно в честь Преображения Господня.
Внутренняя жизнь монастыря была организована игуменией Платонидой по образцу Саровской пустыни, откуда она заимствовала и устав иноческой жизни. Его составителем был первоначальник Саровской обители иеросхимонах Иоанн. Устав широко использовался в русских монастырях. О тесной связи монашества нашего региона с Саровской пустынью мы с вами еще поговорим.
«В Сарове устав суров», - говорили об этой традиции.
Познакомимся только с вечерним саровским правилом. Оно было основано на творении умной молитвы, но всем вместе с братией, в храме, в соединении с поклонами.
После повечерия, не выходя из храма, братия слушали вечернее правило с тремя канонами: Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице с акафистом и Ангелу Хранителю.
Потом “Достойно есть”, Трисвятое по “Отче наш”, тропари обычные и молитву: “Нескверная, неблазная”, “И даждь нам Владыко” и отпуст (сотниц под воскресенье не полагалось). В прочие дни.
В вечер недели (воскресенья) тот же канон Господу Иисусу, Богородице параклисис, ему же ирмос: “Воду прошед”; тропарь же: “Многими содержим напастьми”; канон Архангелам и потом поклоны (т. е. пять сотниц). В вечер понедельника тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, каноны святому Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. Во вторник вечера тот же канон Господу Иисусу Христу, канон Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В среду вечера тот же канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, святым Апостолам и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В четверток вечера канон Животворящему Кресту, ему же ирмос: “Отверзу уста моя”, параклисис Богородице и Ангелу Хранителю, поклоны и прочее. В пяток вечера канон Иисусу Сладчайшему, ему же ирмос: “Во глубине постла иногда”; акафист Богородице неотложно, каноны Ангелу Хранителю и Всем святым, поклоны и прочее.
Затем - пятисотенное келейное правило:
Боже, милостив буди мне, грешному.
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
Создавый мя Господи, помилуй.
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго.
Святии Архангели и Ангели и вси святии, молите Бога о мне, грешнем.
Ангеле Хранителю мой святый, от всякаго зла сохрани мя.
Святый апостоле или преподобне отче или мучениче (имя), моли Бога о мне.
Затем иеромонах говорил возглас: “Благословен Бог наш”, чтец: “Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. “Царю Небесный”.Трисвятое по “Отче наш”, “Господи, помилуй”, 12. “Слава и ныне”. “Приидите, поклонимся” (трижды). Псалом 50-й. “Помилуй мя, Боже”. “Верую во Единаго Бога”.
Чтец, став посреди храма, начинал полагать 30 земных поклонов. Сказав вслух молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, полагал поклон, и с ним вся братия. Каждый читал умом ту же молитву и полагал поклоны вместе со всеми. Молитва с поклонами совершалась неспешно и чинно. Каждый инок прежде произносил молитву, потом полагал поклон. По исполнении же с молитвой 30 поклонов, после небольшой паузы, предстоятель произносил трижды вслух молитву: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”; потом в уме ту же молитву каждый повторял сто раз.
Затем предстоятель возглашал: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, Слава Тебе, Боже” (трижды). “Господи, помилуй” (трижды). “Слава и ныне”. И опять говорил молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и полагал вновь 30 поклонов, и затем творили 100 Молитв Иисусовых. Затем—“Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее. Потом опять молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и полагали с ней 20 поклонов, и опять читали 100 молитв (“Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”), “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее; затем читали молитву: “Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”, и с ней полагали 20 поклонов.
После того читали молитву ко Пресвятой Богородице вслух, трижды: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго”, затем в уме ту же молитву творили сто раз. “Слава и ныне”, “Аллилуйя” и прочее, затем произносили молитву вслух пять раз “Богородице Дево, радуйся”. Затем чтение из книги преподобного Ефрема Сирина, затем: “Достойно есть”, Трисвятое по “Отче наш”. Тропари: “Помилуй нас, Господи” и прочее. “Господи, помилуй” 40. Молитвы: “Иже на всякое время и на всякий час...”, “Господи, помилуй” (трижды), “Слава и ныне”, “Честнейшую Херувим”, “Именем Господним благослови, отче”, “Молитвами святых отец наших”, “Нескверная, неблазная”, “И даждь нам, Владыко, на сон грядущим”. Затем читали Помянник по Псалтири. Потом из молитв на сон грядущим—преподобного Макария Великого Богу Отцу: “Боже Вечный и Царю всякого создания”, молитву святого Антиоха Господу Иисусу Христу: “Вседержителю Слово Отчее”. Молитва Святому Духу: “Господи, Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, умилосердися”. Молитва Пресвятой Богородице: “Благаго Царя благая Мати”. Молитва Ангелу Хранителю: “Ангеле Христов, Хранителю мой святый”. “Взбран-ной воеводе” и прочее. “Преславная Приснодево, Мати Христа Бога нашего” и прочее, молитва святого Иоанникия: “Упование мое Отец”. Наконец предстоятель делал малый отпуст и произносил ектению. Затем—взаимное прощение братии.
Сходным был устав и Флорищевой пустыни, настоятель которой иеромонах Дорофей, как мы помним, пытался возродить в 1786 году Святоезерский монастырь. Это была единая монашеская традиция, к разговору о которой мы еще неоднократно с вами вернемся.
Совсем непросто складывались отношения монастыря и все еще сохранявшегося прихода. Лишь в 1869 году Святоезерский приход был упразднен, и монастырь стал вполне самостоятелен в своей жизни. Тогда же игумения Платонида кроме старого Иверского, а к тому времени Преображенского деревянного храма новый деревянный Иверский храм.
В 1892 году игумения Платонида скончалась. Новой настоятельницей была назначена монахиня Августа, возведенная в сан игумении.
Она родилась в крестьянской в крестьянской семье села Ундола Владимирского уезда. В 1867 году поступила в Святоезерский монастырь, в котором, к моменту возведения в сан игумении прожила 25 лет. В монашество пострижена в 1889 году, после 22 лет различных послушаний. Можно представить себе, какой значимый опыт духовной жизни приобрела она к этому времени. Как это непохоже на нынешнее скороспелое монашество, когда, иногда, постригались сразу в мантию даже женщины, никогда не жившие в монастыре.
Много скорбей и трудов выпало на долю матушки игумении. В ночь на 8 июля 1903 года в обители произошел сильный пожар. Он начался на скотном дворе, но сгорела значительная часть построек, в том числе деревянный храм в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы. До ближайшей деревни было 7 верст, а до села Нижний Ландех, где находились пожарные инструменты – 12. Помощь явилась только под утро, когда было уже поздно.
Тяжело пришлось игумении и сестрам. Но случившееся произошло не без помощи Божией, и Пресвятая Богородица не оставила свою древнюю обитель.
Вот как описывает В.Т.Добронравов дальнейшие события: «Во время пожара случайно был в Святоезерской пустыни Шуйский фабрикант Терентьев. Ему нравилась уединенная обитель, строгая уставность богослужения в ней, он не раз и прежде приезжал сюда помолиться. С этой же целью он приехал и в этот раз и был свидетелем случившегося в пустыни бедствия, видел и искреннее горе настоятельницы и сестер. С таким же сочувствием отнесся к горю Святоезерской пустыни и отце Терентьева. На устройство храма они дали первоначально 15 000 рублей, а затем, по смерти Терентьева-отца наследники дали еще 30 000 рублей. На эти средства и пожертвования других благотворителей к 1907 году в пустыни был возвигнут новый величественный каменный храм».
Этот храм, построенный в стиле Новогородско-Московской архитектуры и рассчитанный на 750 человек, был освящен 19 августа 1907 года в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Величественный храм был полон света и воздуха. При его строительстве применялись новые технологии – церковный свод был сделан из бетона. Именно поэтому в храме нет никаких колонн, всё его внутреннее пространство открыто. Мраморный иконостас был устроен на средства игумении Августы. Мраморными были и клиросы.
Храм был трехпрестольным – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, архистратига Божия Михаила и мученицы Клавдии.
В новый храм была перенесена главная древняя святыня обители – Иверская икона Пресвятой Богородицы. Она находилась на правом клиросе в новой вызолоченной ризе со старинными жемчужными убрусом и цатой.
Ежегодно на протяжении всех столетий существования Святоезерской пустыни этот образ на некоторое время с крестным ходом носился в с.Нижний Ландех.
Таким образом, в монастыре были устроены три храма – Казанский, Афанасьевский и Преображенский.
В начале XX века в Святоезерской обители проживали 17 монахинь, 32 рясофорных послушницы (сейчас их обычно неправильно называют инокинями) и 23 послушницы.
Как мы уже сказали выше, жизнь монастыря проходила по Саровскому уставу. Богослужения совершались ежедневно. Кроме обычных. Положенных по уставу церковных служб ежедневно дополнительно еще читался акафист: в понедельник это был акафист архистратигу Михаилу (понедельник богослужебно посвящен ангельским силам, иногда в этот день в некоторых монастырях ради подражания ангелам в этот день устанавливается дополнительный пост), во вторник – Казанской иконе Божией Матери, в четверг – святителю Николаю Чудотворцу (четверг богослужебно посвящается апостолам и их преемникам – святителям), в пятницу – страстям Христовым (пятница – день крестных страданий Спасителя), в субботу – Иверской иконе Пресвятой Богородицы.
В с. Нижний Ландех монастырю принадлежала часовня. Впервые, как деревянная, она была построена в 1693 году одним из князей Черкасских. В 1768 году братья Елшины построили новую часовню. В ней находился больших размеров распятие и икона святителя Николая Чудотворца.
В 1771 году произошло чудо. В это время в Ландехе свирепствовала моровая язва, но когда жители села стали молиться перед этими святынями, мор прекратился. С тех пор почитание этого креста и образа святителя Николая было очень распространено.
Накануне революции пустынь имела статус монастыря 3 класса.
К 1928 году монастырь закрыли. В 1929 году Владимирский музей передал монастырский комплекс на баланс Иваново-Вознесенскому губернскому музею, однако для культурных целей он не использовался.
Монастырский ансамбль стал приходить в упадок, жилые корпуса заселили рабочие созданного здесь торфопредприятия, старинный храм преподобного Афанасия Афонского использовался как ветеринарный пункт, то есть там лечили скот, Преображенский – как аптека и квартира заведующего, Казанский собор – как склад.
Православная община в поселке Мугреевский была зарегистрирована в 1993 году, женская монашеская община сложилась в 1998 году, а в 2001 году решением Священного Синода был учрежден женский монастырь Святоезерская Иверская пустынь.
Адрес монастыря: 155646, с.Мугреевский, Южский район, Ивановская область. Тел/факс: 8-493-47-24790, 8 – 493- 47-24791.


Мы с Вами на предыдущей беседе увидели, как в конце XIV века, более шести веков назад святитель Киприан, митрополит Московский принес на нашу землю со Святой Горы Афон монашескую традицию умного делания. Можно с уверенностью утверждать, что она как живой духовный опыт сохранялась в монастырях на территории, входящей в современную Ивановскую область, на протяжении нескольких столетий. Более того, эта традиция оказала большой влияние на расцвет русского монашества во всей России спустя почти четыре века после святителя Киприана.
 Свидетельство этому – жизнь и подвиги нашего земляка, епископа Астраханского и Ставропольского Мефодия (1700 – 1776). Это был авва, духовный наставник преподобного Назария Валаамского, внесшего огромный вклад в развитие монастырской жизни в России. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.